aponibolinaen (aponibolinaen) wrote,
aponibolinaen
aponibolinaen

Categories:

Рассказы о девочках

Как все хорошие советские девочки, мы с сестрой знали наизусть много стихов.
В числе любимых, пронзительных, была Друнинская "Зинка".
История, связанная с этим стихотворением, случилась в моём первом стройотряде.

В стройотряд я поехала не просто после первого курса, а в числе самых-самых первых, досрочно (и с тройкой) сдав сессию.
Поехала в маленькой команде квартирьеров, то есть первопроходцев, подготавливающих условия к прибытию и размещению всех остальных ребят.
Поехала как художник-оформитель, но меня поставили кухаркой, и все-все-все немедленно об этом пожалели.
Так что до приезда основного отряда друзей вокруг меня не было.
А потом прибыли парни с моего факультета и жизнь более-менее наладилась.

Помимо собственно строительных работ, стройотряды делали ещё и культурные программы, давали концерты неизбалованным деревенским зрителям.
Это называлось "агитбригада".
Я была художником, реквизитором, участником, и вся подготовка выступлений проходила у меня на глазах и при моём участии.

В институте были негласные касты.
Считалось, что есть факультеты для умных (мой ПГС, например, промышленное и гражданское строительство), чисто для мужиков (автомобили и тракторы), и есть для тех, кого больше никуда не взяли.
Вот оттуда, из такого разряда, с энергофака, прибыла в свой тоже первый стройотряд стайка девиц-подружек.
Отношения с ними у меня, одиночки с чужого факультета, были нейтральными.

Зачем девчонки вызвались читать стихи в агитбригаде, я не знаю.
Мы мало общались, да и некогда было - работать начинали до рассвета и заканчивали после заката.
Выходных было полдня в неделю - вторая часть воскресенья, когда нас на грузовике возили в далёкую баню.
Может, девочки с энергофака просекли, что "артисты", когда репетируют - не работают.

Линия отчуждения пролегла между мной и остальными в репетиционный день, яркий, жаркий, солнечный.
Девчонки должны были читать стихотворение Юлии Друниной "Зинка".
Стих, который мы с сестрой чувствовали каждой клеточкой.

Энергофаковки получили текст на руки. Они бегали по улице и перекрикивались строчками из "Зинки" со смехом, переходящим в гоготание.
Они ухихикивались над каждым словом.
Для них события, позволившие им появиться на свет, не были святы ни на грош, и девчонки передразнивали сразу обеих героинь стихотворения - юных солдаточек Юлю и Зину.
Для меня это была сцена глумления.

При выборе, обзавестись ли в новых незнакомых условиях моего первого стройотряда союзниками, или держать дистанцию и уважать свои принципы, я выбрала второе.
Осталась одиночкой, сторонившейся стаи безголовых дурочек.

Думаю, что сейчас эти тётеньки возрастом за пятьдесят ни за что не смогут вспомнить эпизод тридцатипятилетней давности, они давно другие люди, прошедшие собственный жизненный путь.
А я и через тридцать пять лет не могу забыть их тогдашнего скоморошества, абсолютной душевной глухоты, весёлого наплевательства на рассказ о жизни и смерти такой же, как они, девочки, всколыхнувшего в них только хохот. Волну за волной, до изнеможения.
Мать потеряла единственную дочь?
Уржаться можно.

- Зи-инка! Зи-инка! Ахахахаха! Падай, тебя убили!

О да, во мне тогда был силён юношеский максимализм, и путь к компромиссам, принятию и неосуждению занял десятки лет.
Сейчас я не осуждаю ни себя, ни девчонок с энергофака.  Девчонки же. Девчонки. Хохотушки.
А сейчас по возрасту мы все уже бабки.
Наши дороги пересекались всего раз, случайно, и я понятия не имею, кто где сейчас живёт и кому из вождей или идей самозабвенно верит. Может, не верят ни во что и никому.
Жили в лицемерии, как рыбы в воде.

Я с возрастом научилась очень много прощать.
Но вот фальшь - так и не полюбила.

Старую историю я вспомнила, прочитав пост https://lenkaru.livejournal.com/145344.html

Ещё во мне сильно отзывались стихи Друниной о десанте.
Мой любимый дядя Боря, мамин брат, служивший с 1939 по 1945 год, о войне не рассказывал, как все, воевавшие на передовой.  Да и жили мы в разных городах. В гости приезжали, и всё.
Однажды, во время показа по телевидению какого-то бравого фильма, вырвалось у него с досадой про десант.
Пехоту, совершенно неподготовленных мужиков, посадили в самолёт, надели парашюты, и весь инструктаж был очень короток: досчитай до десяти, дёрни кольцо. Одним из этих мужиков-пехотинцев был мой двадцатилетний тогда дядя.
Прыгали в ночь.
Несколько парашютов не раскрылось.




Юлия Друнина

Баллада о десанте


Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был…
Четырнадцать школьниц — певуний, болтушек —
В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
«Ой, мамочка!» — тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь…
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь…

Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку —
От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь…

Бессмысленной гибели нету на свете —
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды…

Tags: Друнина
Subscribe

  • Конвейеры.

    Деревня, телевидения нет, интернет урывками - человек слаб в таких условиях и читает всё подряд. Поэтому я почитала сегодняшние хроники Совёнка. Всё…

  • Я улыбнулась, посмотрев, не улыбнулась ли она.

    Нет, эта идиотка не улыбнулась. Итак, господь смилостивился над Градом Собякинским и разверз наконец над ним живительные хляби. Да так круто…

  • Закрываю тему

    Мне в виртуал-сфере более чем хватает интереса к насыщенной жизни и яркому творчеству бывшетоповой блогерши Ребро Адама. Ребро полностью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Конвейеры.

    Деревня, телевидения нет, интернет урывками - человек слаб в таких условиях и читает всё подряд. Поэтому я почитала сегодняшние хроники Совёнка. Всё…

  • Я улыбнулась, посмотрев, не улыбнулась ли она.

    Нет, эта идиотка не улыбнулась. Итак, господь смилостивился над Градом Собякинским и разверз наконец над ним живительные хляби. Да так круто…

  • Закрываю тему

    Мне в виртуал-сфере более чем хватает интереса к насыщенной жизни и яркому творчеству бывшетоповой блогерши Ребро Адама. Ребро полностью…