aponibolinaen (aponibolinaen) wrote,
aponibolinaen
aponibolinaen

Categories:

Юбилей не по шаблону

Год 2020 я считаю крайне необычным.
Если битвы земные есть отражение битв небесных, то на небесах нынче явно неспокойно.
Коснулось всех. Всех.
У китайцев был отобран Новый Год.
Христиане остались без Пасхи (иудеи без Песаха).
Туда же идёт мусульманский Рамадан.
Австралия, всегда понимающая, что её хата с краю, там, с краю, горела ярким пламенем.

И вот главное: великая победа в самой грандиозной войне, война людей и нелюдей, как и религиозные праздники, уходит в дома, становится делом совести каждого отдельного человека.
Чувство - общее, празднование - личное.
Значит, для чего-то нужно именно так.

События нынешнего года мне не видятся торжеством чёрных сил.
Скорее, гневом сил белых.
Гнев оправдан.
Нельзя святое превращать в формальность.
Нельзя разрушать выстроенное ценой огромных жертв.
Нельзя заявлять себя наследниками победителей, до сих пор не вытравив из своего мышления и своей реальности рабство.

Текст и снимок ниже из соцсетей Ромы, от 26 апреля.




У меня перед глазами стоит картина: 2015 год, я экскурсовод в Центральном музее Великой Отечественной войны (сейчас его зачем-то переименовали в «Музей Победы», что есть, по-моему, огромная глупость).

Итак, дело было пять лет назад. По всей России отобрали несколько сотен детишек, примерно 5-8 классы, и повезли их на автобусах в Москву. Кто-то ехал три часа, кто-то — тринадцать, а кто-то, может, и все тридцать. Май. Жара. Их выгружают под самый солнцепёк и заставляют ждать, пока все соберутся. В течение ближайших двух часов — первые потери.

Потом сотни детей на несколько часов загнали в Зал Славы. Кто не был — поясню: это герметичное помещение без окон, которое при закрытых дверях в течение пары часов для такой толпы народу неизбежно превращается в газовую камеру. Снова — потери, некоторым стало плохо.

В чём был смысл этой акции (ох, как же двояко здесь звучит слово «акция»)? Да в том, что дети стояли с какими-то плакатиками, пока взрослые их фотографировали и сами фотографировались с ними. Ну а ещё в микрофон звучали душещипательные речи. Мне казалось, что риторика и сами интонации — из полного развесистой клюквы третьесортного голливудского фильма «про русских». Ан-нет, всё по-настоящему.

Потом выживших распределили между экскурсоводами, чтобы мы им ещё раз рассказали о войне. Никогда в жизни — ни до, ни после — я не видел, чтобы дети смотрели на меня с такой ненавистью. Своим подвигом считаю, что в ходе экскурсии (сокращённой мною до минимума) всё-таки удалось их «расшевелить», в конце дети даже поблагодарили. После чего их, кому было обещано «показать Москву», повезли по домам. Кому три часа езды, кому — тридцать. Они выполнили свою функцию, позволив кому-то отчитаться перед начальством за «патриотическое воспитание».

Какая мораль у этой истории? Что нужно перестать праздновать День Победы и говорить с детьми о войне? Нет, это был бы самый неправильный, самый ложный и самый порочный вывод.

День Победы — это наиважнейшая объединяющая дата, краеугольный камень российской самоидентификации: 146 миллионов людей только потому и живут, что в 1945 году была одержана Победа. И это действительно святой день.

Но всё больше и больше молодёжи (уж не большинство ли?), которая и слышать уже ничего не может про войну и Победу. «Ну сколько можно-то?» «Да хватит уже носиться с этой датой, мало ли войн было в истории человечества?» «У нас, кроме победы в давней войне, других достижений вообще что ли нет?»

Как максимально точно выразить отношение огромного числа юношей и девушек к Дню Победы? Да только цитатой классика: «Для замыслов каких-то непонятных дитёй возили на поклон». Вместо того, чтобы разговаривать, объяснять, дать прочувствовать и помочь понять — те, кому на откуп дан патриотизьм, возят на поклон. На Поклонную гору или ещё куда-то.

Ну а чего потом удивляться? Там, где нужно деликатно прививать — силой насаждали, сами взрастили маленьких Чацких, для которых День Победы — это не что-то дорогое, личное и священное, а какая-то пропахшая нафталином казёнщина «времён Очаковских и покоренья Крыма».

P. S. Последний каламбур получился совершенно случайно.
P. P. S. К родному музею претензий нет, организатором той акции был не он. Он лишь принимал гостей.




ЗЫ. Мой пост, удалённый некогда руководством ЖЖ (много лет назад), назывался "Война с фальшизмом".
Tags: 2020, День Победы, Рома
Subscribe

  • Имя развеет ветер.

    По телевизору на канале Мир только что отпел и отплясал "танцор диско" Митхун Чакраборти. В начале восьмидесятых годов залы советских кинотеатров, в…

  • Настоящая жизнь

    Сын был на ретроспективном кинопоказе. Крутили кого-то из классиков японского кинематографа, картину начала пятидесятых. Главная героиня, японская…

  • Внутренняя и внешняя

    Внутренняя. Старший - член жюри одного отечественного киноконкурса. Говорит, что-то из работ ему даже понравилось. Дело в другом. Приходит бумага -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments

  • Имя развеет ветер.

    По телевизору на канале Мир только что отпел и отплясал "танцор диско" Митхун Чакраборти. В начале восьмидесятых годов залы советских кинотеатров, в…

  • Настоящая жизнь

    Сын был на ретроспективном кинопоказе. Крутили кого-то из классиков японского кинематографа, картину начала пятидесятых. Главная героиня, японская…

  • Внутренняя и внешняя

    Внутренняя. Старший - член жюри одного отечественного киноконкурса. Говорит, что-то из работ ему даже понравилось. Дело в другом. Приходит бумага -…