Я не помню, кто порекомендовал читать эти две женские книги рассказов сразу. Но я честно купила и честно прочитала.
Кристен Рупеньян
"Ты знаешь, что хочешь этого".
Э-э-э... "Превосходный писатель", которой "известны тайные порывы человеческой души" (Нью-Йорк таймс бук ревью)? Шо?
Я дико извиняюсь, но у героев сборника Рупеньян души в нашем русском понимании нет в принципе.
Рефлексы, реакции, инстинкты - есть. Чувства - есть! Но души, простите, вот прямо совсем никакой нет.
Рупеньян действительно хорошо пишет.
Профессионально.
Умело писать можно о бочке мёда и о кучке удобрений. Так писать, чтобы читать было интересно.
Мне про кучки было читать неприятно, но раз уж я купила эту книжку в твёрдой обложке, то решила не трусить, пройти весь путь до конца. Двенадцать рассказов.
Многие вторичны, кстати.
Есть чернуха, есть порнуха, есть никакуха.
"Крипипаста", - объяснила мне Маша.
Очень верное определение книги Рупеньян.
Это не литература. Это интернет-жанр.
Зачем автора крипипасты называть писателем?
Автор - так будет честно.
"Используется специальный приём, делать героев максимально обезличенными", - ещё лучше объяснила мне Маша.
Так и есть. Но тогда о какой душе в принципе может идти разговор?
Вывод: хвалители книжки Рупеньян эту самую книжку элементарно не читали, а может, и у них самих нет настоящей живой души, и они в самом деле, честно, взаправду считают душой смену примитивных эмоциональных состояний героев.
Кому и
Евгения Некрасова
"СЕСТРОМАМ
о тех, кто будет маяться"
После иноземной Рупеньян, наша Некрасова была как глоток чистой воды.
Даже четыре глотка воды, по количеству четырёх первых рассказов в сборнике (всего рассказов пятнадцать).
Вот, вот они, настоящие, живые души у героев - хорошие души, плохие души, яркие души, бледные... жи-вы-е!
Язык у Некрасовой волшебный.
Вся книга в закладках: у писательницы ответственный подход к каждому слову, к каждой фразе. Она ЛЮБИТ рассказывать и делает это с удивительным мастерством.
Или, например, вот эта старушка-дачница. Бережно волочит свою тележку с саженцами, будто многодетная мать с коляской.
Школьные годы Мухина прошли под дырявым и лоскутным одеялом девяностых. Он и его сверстники стали первым поколением, которое бессознательно эмигрировало из СССР в Россию и унаследовало просроченные мечты своих родителей.
Вместо того чтобы тянуть жизнь вместе, они тянули её друг из друга.
Света и раньше видела это, но не осознавала - а теперь понимала точно, что взрослые мужчины - самые безнадёжные для деланья чего-либо люди. Всё обычно осуществлялось женщинами разного возраста, но обязательно растящими детей.
Литература, однако, не может быть литературой просто по факту наличия живых душ у героев, меткого глаза и красивого языка у писателя, и твёрдого переплёта у книги.
Нужен сюжет, нужна мысль, нужно развитие.
И вот этого Некрасова предложить не может.
Её пазлы не складываются до конца, в них не хватает деталей, картина остаётся незавершённой просто потому, что изначально не была продумана "от и до". Это злит. Честно, злит.
Ну что ж такое, то губ Никанора Ивановича не хватает, то носа Ивана Кузьмича, и лица нет в результате, нет лица.
А теперь про Москву из рассказа "Несчастливая Москва".
Накаркала Некрасова, как есть, накаркала!
Именно сейчас, в дни чумы, не вспомнить рассказ писательницы просто невозможно.
Евгения Некрасова про несчастливую Москву написала из явной, заметной нелюбви к этой самой Москве, вылила на золотые головы столицы разнообразные казни и тридцать три несчастья.
Угадала до мелочей про бегство (не меньше миллиона человек сбежали в первые дни апреля-2020 из города!), про опустевшие улицы.
Телефон зарычал, Нина ответила, даже не посмотрев на экран. Оказалась по-среднему встревоженная мама. По телевизору ей сказали, что в Москве эпидемия, но не разъяснили чего. Нина её успокоила, что это слухи и она чувствует себя ОК. Мама пришла в спокойствие и отключилась от Нины. А лента орала, что всё творилось только в Москве, и чем центральней оказывался район, тем сильнее выражалось уродство. Люди за кольцами бодрили москвичей, командировочные и вахтовые отчаянно проклинали несвоевременность своего приезда. Другие за кольцами изъяснялись вроде «попили нашей крови, так вам и надо». Некоторые москвичи желали таким, например, смерти, и тогда некоторые немосквичи желали тем её в ответ. Говорили, что город на карантине и что из него не выпускают переброшенные из региона неуродливые военные. Говорили, что все не выходят из дома. Писали о взрыве химического завода, о каре Божьей, снова про биологическое оружие, применённое внешними врагами. Кто-то осмеливался помещать своё фото, кто-то в ответ желал ему опять смерти, кто-то желал смерти желающему смерти. Бутылка утекла в Нину до середины.
Рекомендую ли я какую-то из двух книг к прочтению?
Нет.
Они займут время, но не обогатят ни сердце, ни ум.
Можно поудивляться, конечно, как здорово Некрасова угадала с пришедшим сегодня в Москву несчастьем - увы, несчастье пришло сразу ко всем, и любой может увидеть его просто подойдя к своему окну, за которым пустота.
Нет, это не та литература, на которую стоит тратить деньги, и это не те книги, которые захочется перечитывать.