aponibolinaen (aponibolinaen) wrote,
aponibolinaen
aponibolinaen

Category:

Одиссея капитана Вилларда



После показа в США советского шедевра «Восхождение» Ларисы Шепитько (1976) великий Фрэнсис Форд Коппола подошёл к нашему режиссёру и спросил, жив ли ещё артист Владимир Гостюхин. Шепитько очень удивилась неожиданному вопросу — а почему, собственно, он не должен быть жив? Коппола сказал, что актёру не стоит до такой степени вживаться и переживать свою роль, как это делает Гостюхин, иначе он просто умрёт от сердечного приступа.

Злая ирония в том, что в 1977 году 36-летний Мартин Шин едва не умирает от сердечного приступа во время съёмок фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Сердце здорового молодого мужчины не выдерживает вживания в тот ад, который создает режиссёр; актёра просто чудом вытаскивают с того света. Примечательно, что когда, по сюжету, в начале ленты у капитана Уилларда случается истерика — это не игра, а настоящая истерика Мартина Шина. Коппола потом скажет про свою картину, полную психоделики, первобытного ужаса, инфернальных красок и атмосферы всеобщего помешательства: «Мой фильм — не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам».

Сегодня последний день,* когда полную режиссёрскую версию «Апокалипсиса сегодня» можно увидеть на большом экране — на языке оригинала с русскими субтитрами (в нескольких кинотеатрах по всей Москве и в других российских городах). Заклинаю, посмотрите. Для кинематографа этот фильм имеет то же значение, что «Божественная комедия» Данте Алигьери для мировой литературы.

*Нет, оказывается, уже не последний. Сеансы продлили ещё на неделю.


Рома написал этот пост, я прочитала этот пост.
Встань и иди, сказал сын, и я встала и пошла.
Попутно со мной пошли сначала моя дочь, а с дочкой и дочкина подружка.
По дороге эти две бестолочи застряли в лифте, что грозило нехилым опозданием, и потому примчались в кинотеатр бегом, растрёпанными, в расстёгнутых куртках, на плече каждой трепыхался изнурённый язык.
Однако, они успели.
Даже на рекламу!
В рамках проекта "Иноекино", ведущего показ мировых шедевров на языке оригиналов с субтитрами, рекламировались "Охотник на оленей" Чимино (искусство с Большой Буквы) и "Жертвоприношение" Тарковского (фуфло).

Ох. Даже не знаю, как мне объясняться с Ромой.
Мне "Апокалипсис" не понравился!
Он котопёс.
Из двух разного жанра частей.
Первая часть настолько охрененна, что можно было бы её просто оборвать, и шедевр всё равно был бы шедевром.
Первая часть - это реализм в квадрате, потому что реализм показан через абсурд.
А вот дальше...

Не люблю фэнтези там, где жанр - не фэнтези.
В самом фэнтези я не люблю неоправданности и лишней многозначительности с нагнетанием.
"Апокалипсис" во второй части напомнил мне самое начало "Игры престолов".
В сериале на белом снегу в сложном геометрическом порядке выложены отрубленные руки. Много-много. (Или ноги? Не суть важно).
Важно, что картинка просто заманивает, в ней нет никакой внутренней логики, о ней забудут авторы и никогда не станут её объяснять и обосновывать.
Нет. Не надо так делать.
Все ниточки в моём понимании должны связаться, все ружья выстрелить, все герои отыграть свою роль.
Картинка ради картинки мне не по душе.

Ещё я не люблю лишние сущности.
Не надо их плодить, особенно когда это вступает в противоречия с логикой.
Или с эргономикой, как в классических "Звёздных войнах".
Необычные существа, которых напридумывали авторы ради того, чтобы у зрителя мельтешило в глазах, не могут существовать среди приборов, предметов, и в интерьерах, заточенных под гуманоидов.
Это лишнее, как ложка варенья, добавленная в гуляш.

В "Апокалипсисе" вторая часть откровенно сгущает, придумывает и усложняет.
Создаёт невыполнимые условия.
Старается потрясти масштабами, противореча первой части фильма, потрясавшей лаконизмом.
Хорошо заметно, что авторы, пройдя до половины, устали до предела, очутились в сумрачном лесу, и просто не знают, куда в конце концов направить лодку.
Фильм теряет жанр, жестокий реализм растворяется в психоделике, как разум в кислоте, которой закидывается команда капитана Вилларда.

Временами главный герой становится другим, это озадачивает.
Оказывается, в некоторых сценах в роли Вилларда вместо страстно пившего во время съёмок Мартина Шина снимался его брат Джо Эстевес. Но от него идёт совершенно иная энергетика!
Объёма же от фигуры Полковника Курца, значение которой нагнетается непрерывно час за часом, я вообще не почувствовала.

Да, Марлон Брандо большой, бритый, умеет держать паузу.
Этого недостаточно для того, чтобы герой Брандо Полковник Курц прочно утвердился во главе секты камбоджийских фанатиков.
Секты можно создать двумя путями: творя чудеса, или же годами, капля по капле, завоёвывая авторитет.
Полковник Курц не может подчинить себе туземцев, годами завоёвывая авторитет, поскольку не говорит на их языке (нет секты без Слова!), а уж превращать воду в алкоголь он точно не умелец.
И почему этот самый Курц не угоден своему бывшему командованию - вообще ни разу не ясно.
Американская армия и её бывший служащий никак не пересекаются и ничем друг другу не мешают.
Нельзя демонизировать недостаточно мощную фигуру, фальшь заметна.

Мне всё же пришлось поговорить с сыном, рискуя огорчить его своей отсталостью в понимании киноискусства.
Ничего, обошлось.
Молодое поколение в полотне Копполы увидело перекличку с Адом Данте, для Ромы фильм раскручивается спиралью вниз, вниз, в преисподнюю.
Я вижу "Одиссею".
Путешествие с командой к призрачной цели, а по пути - потери, испытания, препятствия.

Мы оба оценили материал, не вошедший в каноническую двухчасовую версию "Апокалипсиса": встречу американских солдат с французскими колонистами.
Блистательные диалоги, показывающие глубокое понимание авторами сути происходящих процессов.
Мёд всё же получился с дёгтем, поскольку создатели "Апокалипсиса" не удержались от морализаторства и размышлизмов, вложив их в уста молодой француженки ("Ничего-то ты не знаешь, Джон Сноу"), и это неправильный момент.
Все права на философствования по логике фильма должны быть отданы исключительно герою Марлона Брандо, он в фильме главный сумрачный гений.
Он даёт оценки, другие герои не должны посягать на его лавры.
Полковник Курц - фигура "над".
Тот, кто говорит.
Остальные - "под". Те, кто действуют.

При том, что мне решительно не понравилась вторая часть кинополотна, "Апокалипсис сегодня" - безоговорочно, бесспорно великое кино. Породившее много аллюзий, отсылов, пародий.
Только культовые, сильные, запоминающиеся фильмы удостаиваются такой чести.

Tags: "Апокалипсис сегодня"
Subscribe

  • Конвейеры.

    Деревня, телевидения нет, интернет урывками - человек слаб в таких условиях и читает всё подряд. Поэтому я почитала сегодняшние хроники Совёнка. Всё…

  • Я улыбнулась, посмотрев, не улыбнулась ли она.

    Нет, эта идиотка не улыбнулась. Итак, господь смилостивился над Градом Собякинским и разверз наконец над ним живительные хляби. Да так круто…

  • Закрываю тему

    Мне в виртуал-сфере более чем хватает интереса к насыщенной жизни и яркому творчеству бывшетоповой блогерши Ребро Адама. Ребро полностью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments