Рэп, детище чёрной Америки, перелетев океан, и разорвав крылом туман, некотрое время назад заякорился на русском пространстве.
Как картошка или помидор, которые тоже не всю жизнь росли в русской почве, новое музыкальное направление сумело прижиться в прежде чужой земле.
Народной музыкой рэп не стал, но своего слушателя нашёл.
Крутого молодого слушателя.
И вот у русского рэпа проклюнулись сводные братья.
Что может быть круче крутых яиц, то есть что может быть круче русского рэпа?
Таджикский русский рэп.
Хачики на тачке, назло всей милиции //
Душанбе здесь, горная смесь, здесь все на месте, тут делаем жесть.
Вот это весть — тут хачики есть, готовые вас всех съесть.
Мои черные братья, братья-чурки, прямо из дурки суют дурь тебе в руки…
Слушай трек прямо из Таджикистана и не вздумай показывать его своей маме!
Ведь это я, нигга, черный чурка-хач, твоя мама может подсесть на наш кач.
Я из столицы, за мной кровопийцы, головорезы, гангстеры-убийцы…
Салам пополам всем барыгам и ворам,
Знай, пацан, на волне Таджикистан, Средняя Азия, ровняет нас ислам.
Кинжалы в карманах, кровь растамана, честность джигита, упрямство барана.
Мама-мафия, Средняя Азия, черная раса, каждый, кто будет строить из себя героя, за минуту выключу и выведу из строя
Что лично мне кажется любопытным в тексте, - это чёткая граница между "белыми" и "чёрными", нескрываемое и достаточно агрессивное противопоставление.
Белые - это хозяева страны титульной нации, и против них стоят всем своим несоединяемым в реальной жизни миром "хачики"(армяне), "нигга" (негры, собственно), "чурки" (Ср. Азия), "джигиты" (кавказцы).
"Равняет ислам" тут явно не в тему, т.к. половина перечисленных - традиционно христиане, а растаманы, курильщики травки, могут быть любой национальности и любого вероисповедания, начиная с атеистического-богоборческого.
Красное словцо - оно и в Душанбе красное.
Что знает средний россиянин о современной таджикской песне на русском языке?
И вот песенный вектор сменился с любви на угрозу - рекомендуется, чтобы хозяева "не строили из себя героев".
Но в конце интервью по поводу сорванного концерта Исмаил Исмаилов, "Мастер Исмаил" (приятный парень, между прочим), поёт с грустью о размежевании и, косвенно, о желанном единении под русским небом: "Москва не лечит, Москва лишь шанс даёт":
http://www.youtube.com/watch?v=4oplNyxOl8UОднако же, при всём прочем, "Аллах равняет всех".
Хотелось бы, конечно, чтобы равнял всех закон, но мало ли кому чего хочется...
Поэт в России традиционно больше, чем поэт, он - антенна, улавливающая витающие в воздухе настроения.
Тексты Мастера Исмаила, доступные на русском языке (кроме невыносимо слащавой "Моей Любимой"), весьма показательны - любовь-ненависть к России, где есть настоящая жизнь, только доступная сегодня не для всех.
Это же отмечает Дмитрий Виноградов, автор очерка о ночной жизни гастарбайтеров: "По его (Исмаилова) творчеству можно изучать сложное отношение мигрантов к России".
Аудитория М.Оnе (Мастера Исмаила) растёт. На его сайте почти 4 тысячи подписчиков, на сорванный концерт собралось более полутысячи слушателей - это те таджикские ребята, что живут в Москве, активно пользуются интернетом, те, что в определённом смысле "сняли свои оранжевые жилеты".
http://tjk.rus4all.ru/city_msk/20131120/724656061.htmlУ сладкоголосого Толибджона Курбанханова, при миллионных просмотрах роликов, подписчиков в сети аж 25 человек, и разница в цифрах беспристрастно показывает, кого именно проживающие в России таджики считают "своим".
Не певца устоявшегося положения вещей и раболепной лояльности, а новатора, призывающего к переменам - в первую очередь к переменам в собственном сознании, в определении своего места в жизни.
Мастер Исмаил нисколько не льстит, он "раскачивает лодку", с кренами в угрожающие крайности.
Как каждый поэт, Исмаилов и свидетель, и немножко провидец.
Его надежда, что новое поколение таджиков найдёт себя в новых задачах и в новых качествах, как людей, стремящихся к знаниям и готовых к труду на благо Родины, Таджикистана, подтверждается откликами подписчиков.
"Брат, я из Барнаула", "Учусь в Орле", "Нас в Иваново учится 600 человек", "Живу в Твери", - это поклонники пишут своему М.Оnе в интернете.
Они приехали в Россию разорвать круг "смирись со своей судьбой, работай на стройке, собери деньги на свою свадьбу и уезжай домой, женись, оставь жену родителям, а потом снова прилетай и работай на стройке. И так до конца жизни" (с).
Какая часть студентов осуществит прорыв, а какая скатится на известные рельсы "наркотики - криминал - радикальный ислам", неизвестно.
Но появление на сцене столичного клуба таджикского рэпа (кроме М.Оnе, выступить должны были и другие музыканты, в т.ч. таджик Баха-84), пусть блин и вышел комом, - показатель того, как русская столица помогает осуществлению лучших и самых смелых надежд, способствует связыванию тех нитей, что были перерезаны при распаде Советской Империи.
Стремление думающей, энергичной части молодых, не живших толком при СССР, или рождённых в уже полностью автономных странах, к общности, то, что русский язык является для жителей бывших республик пропуском в лучшую жизнь, говорит о важности сегодняшнего момента, когда Россия становится, как и была раньше, центром притяжения и определённым ориентиром для многих бывших "республик-сестёр".
Насколько Россия будет "местом силы" (салом, Кастанеда :)) на весьма внушительном пространстве, или же насколько будет представляться дойной коровой и непаханным полем для криминала разного рода и разных этносов, зависит сейчас только от самой России.
Москва как-то нехотя, вяло всколыхнулась, и начала понемногу, с перекосами, наводить порядок.
Что нового уловит рэпер М.Оnе в московской атмосфере, споёт ли он о том, что надо зажигать звёзды, или же - бить фонари?
Какой наряд присмотрят на витрине будущего сегодняшние "оранжевые жилеты" - белый воротничок, или чёрную паранджу?
Образование, или "дурь"?
Надеюсь, что оптимизму есть место, и что истакон - наполовину полон.